Вчера Федеральная антимонопольная служба потребовала, чтобы крупнейшие нефтяные компании страны обеспечили нормальную конкуренцию на автозаправочном рынке. В немилость к ФАС попали, в частности, вертикально интегрированные «ТНК-ВР», «ЛУКойл», «Роснефть», «Газпром» и «Сургутнефтегаз». По оценкам специалистов, равный доступ к бензовозу должен подстегнуть конкуренцию на рынке, однако из-за заморозки цен на топливо мелкие АЗС вряд ли от этого выиграют. Речь в предписании ФАС идет о вертикально интегрированных компаниях, поскольку они работают на рынке в условиях «замкнутого» цикла: сами добывают нефть, сами ее перерабатывают и сами же продают бензин на автозаправочных станциях. Антимонопольщики называют это «коллективным доминирующим положением на рынках нефти, услуг по переработке нефти, а также оптовой реализации нефтепродуктов». «Своих» заправщиков нефтяники, разумеется, не забывают, а вот к «чужим» относятся с прохладцей. По словам заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, учитывая недопоставки нефтепродуктов ряду независимых АЗС в последнее время, принято решение, что в подобных ситуациях поставки должны осуществляться с учетом их пропорциональности и «родным», и «неродным» автозаправщикам. Чиновник добавил, что предписание может быть изменено и дополнено, исходя из изменений ситуации на рынке, в частности, с появлением биржевой торговли нефтепродуктами, которая начнется в 2008 году. Начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Александр Пироженко, к которому «Новые Известия» обратились за подробностями, сообщил, что от крупнейших нефтяных компаний требуется обеспечить равный доступ всем участникам рынка. На сегодняшний же день, по его словам, принцип пропорциональности не соблюдается. Более того, поставщики фактически шантажируют розничных продавцов. По словам г-на Пироженко, известны случаи, когда фирмы-заправщики не отваживались жаловаться на несправедливые порядки в ФАС, боясь, что нефтяники вообще перестанут продавать им топливо. Аналитик ИК «Финам» Константин Рейли оценивает шаги ФАС позитивно. По его словам, сейчас российские НК поставляют не реализованный у себя в сети бензин в страны Восточной Европы, где его можно продать по куда более высокой, нежели в России, цене. Вместе с тем собеседник «НИ» полагает, что прямо сейчас особой пользы для конкуренции на рынке не будет. «Цены на топливо будут заморожены до окончания выборов. Учтите, что крупные компании всегда могут потерпеть некоторые убытки, субсидируя розницу за счет продаж, к примеру, сырой нефти. А вот мелким продавцам в условиях «заморозки» придется непросто», – подчеркнул он. В свою очередь, директор Института энергетики и финансов Леонид Григорьев рассказал «НИ», что сейчас крупные компании поставляют на свои АЗС топливо по «трансфертным» ценам. И это, разумеется, ставит их в куда лучшее положение по сравнению с мелкими продавцами. «Выравнивание условий, несомненно, усилит конкуренцию, а значит, в какой-то степени повлияет на цены в лучшую сторону. Локальные продавцы в таком случае смогут чуть-чуть снизить цену и тем самым ударить по позициям крупных игроков. При этом нужно понимать, что крупные компании останутся в проигрыше. Успех на рынке – это ведь не только цена на бензин, но и, скажем, месторасположение заправок. Если она находится в «бойком» месте, то от отпускной цены зависит куда меньше».
|