"Газпром" реанимировал проект строительства газопровода "Алтай" для поставок природного газа из Уренгоя в Китай, который был заморожен в 2008-2009 годах из-за высоких затрат. Руководство монополии надеется "оптимизировать капзатраты до апреля 2011 года", но пока стоимость проекта не изменилась — порядка $14 млрд. В пересчете на километр это средняя стоимость как для проектов "Газпрома", так и для мировой практики.
Вчера в Томске глава "Газпрома" Алексей Миллер и полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский провели совещание по вопросам реализации проекта строительства магистрального газопровода "Алтай" (2,7 тыс. км и 30 млрд кубометров в год) для организации поставок российского газа в Китай. "Мы находимся на завершающем этапе подготовительных работ,— пояснил Алексей Миллер.— К концу первого квартала 2011 года будут подготовлены синхронизированные графики проектно-изыскательских работ, комплектации, строительства и ввода в эксплуатацию магистрального газопровода "Алтай", а также работ по реконструкции и капремонту существующих объектов. Командой "Старт!" будет подписание коммерческих контрактов с китайскими партнерами". В случае достижения таких договоренностей в середине 2011 года, пообещал глава "Газпрома", "поставки газа могут начаться уже в конце 2015 года".
О необходимости реализации этого проекта впервые в 2006 году заявил Владимир Путин (тогда президент РФ). Весной того же года начальник департамента "Газпрома" Богдан Будзуляк оценивал "Алтай" в $4,5-5 млрд. Однако уже в ноябре главный инженер ООО "Томсктрансгаз" Александр Кадай сообщил кратно больший размер инвестиций — 363,2 млрд руб. ($13,6 млрд по курсу на момент заявления). "Томсктрансгаз" должен был быть заказчиком строительства газопровода "Алтай".
Но после начала мирового финансово-экономического кризиса осенью 2008 года по рекомендации главного стратега, члена правления "Газпрома" Влады Русаковой проект "Алтай" был заморожен. Спустя год зампред правления монополии Александр Ананенков возобновил дискуссию вокруг проекта, что совпало с активизацией переговоров с китайцами по цене газа. "Алтай" был включен в генсхему развития газовой отрасли РФ до 2030 года со сроками реализации в 2015-2018 годах. Однако четких заявлений по поводу проекта "Газпром" не делал. Вчера Алексей Миллер сказал, что монополия сохраняет оценку стоимости строительства "Алтай" на уровне $14 млрд. "Проект отличается сложными природными условиями: от болот на севере до гор Алтая на крайнем юге",— пояснил он.
Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" полагает, что затраты могут быть ниже, поскольку труба пройдет в одном коридоре с уже имеющейся частью единой системы газоснабжения от севера Тюменской области до Алтайского края. "Но если не будет строгого контроля затрат, очень легко выйти за пределы даже заявленного бюджета",— говорит он. Разброс в оценках аналитик объясняет тем, что один раз называют стоимость линейной части, а другой раз — суммарные затраты с компрессорными станциями и ответвлениями.
По оценке Виталия Громадина из "Арбат Капитала", стоимость километра "Алтая" ($5,3 млн) сравнима с таковой для узбекского участка газопровода в Китай из Туркмении ($5,7 млн). "Но стоимость строительства всего газопровода Туркмения—Китай не превышает $3,5 млн/км, то есть он вдвое дешевле "Алтая"",— уточняет аналитик. Он объясняет это высокими затратами при прокладке труб через горный хребет Алтая. Для сравнения, стоимость 1 км газопровода Баку—Эрзрум (мощность 6 млрд кубометров) составляет $1,4 млн, "Посейдона" между Грецией и Италией (10 млрд кубометров) — $2,2 млн. Но, к примеру, цена километра Шанхайского газопровода (12 млрд кубометров на 1,7 тыс. км) — $6 млн, газопровода Транс-Канада—Аляска (46 млрд кубометров на 2,7 тыс. км) — $9,5 млн. Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что $5,3 млн за километр — это "прогресс для "Газпрома"", поскольку 1 км газопровода Сахалин—Хабаровск—Владивосток стоит $6 млн, Грязовец—Выборга (наземная часть Nord Stream в России) — около $9 млн, а новой газопроводной системы Бованенково—Ухта (140 млрд кубометров) — $14 млн.
|