Пятница, 19.04.2024, 01:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Эксплуатация устройств газификации

Главная » 2018 » Октябрь » 23 » Организатор «Формулы-1» в Сочи: «Цель – сделать автодром точкой притяжения круглый год»
18:15
Организатор «Формулы-1» в Сочи: «Цель – сделать автодром точкой притяжения круглый год»

В конце сентября в Сочи в 5-й раз был разыгран Гран-при России в автогонках класса «Формула-1». И впервые его проводила автономная некоммерческая организация (АНО) «Росгонки», которая в феврале получила права на организацию Гран-при от «Центра «Омега». Права, как и сам автодром в Олимпийском парке Сочи, были переданы «Росгонкам» совершенно бесплатно.

За год до того как у Гран-при России сменился оператор, титульным спонсором гонки стал банк ВТБ. А «Росгонки» возглавил Алексей Титов – сын бывшего первого зампреда госбанка (ныне – советника его предправления Андрея Костина) Василия Титова. До этого Титов-младший никогда не организовывал масштабных соревнований, но утверждает, что он не случайная фигура в автоспорте: выигрывал раллийные гонки, собрал собственную гоночную команду и закончил экономический факультет университета Эдинбурга. Сейчас же Титову приходится рулить не только раллийной машиной (хотя участвовать в гонках он не перестал), но также масштабным и пока убыточным бизнесом: «Формулой-1» в России и одновременно всем «Сочи автодромом». Впрочем, скоро автодром выйдет «в ноль», а потом начнет зарабатывать, обещает Титов. Обещания придется сдерживать – к «Формуле-1» в Сочи изначально было обращено внимание первых лиц государства: победителей Гран-при России награждает сам Владимир Путин, за состоянием трассы и ходом подготовки к главной гонке автодрома следит вице-премьер Дмитрий Козак.

Титов встретился с «Ведомостями» в период финальной подготовки к Гран-при России.

– Да, крупных гонок до «Формулы-1» я не организовывал. Но я организовал свою гоночную команду в ралли, которая дважды выигрывала Кубок России.

– Бывшего топ-менеджера, сейчас мой отец – советник главы банка. Я думаю, выбрали меня, потому что у меня финансовое образование и при этом колоссальная тяга к автоспорту. И я сам с юности занимаюсь автоспортом, успел погрузиться в разные его грани – и как пилот, и как механик, и как менеджер команды. Я считаю, чтобы руководить таким проектом (автодромом, проводящим «Формулу-1». – «Ведомости»), нужен человек, который понимает не только в мире цифр, но и в устройстве автоспорта. И хотя я сам занимаюсь ралли-рейдами, я также разбираюсь в кольцевых гонках, занимаю должность председателя кольцевого комитета в Российской автомобильной федерации (РАФ). И это все тот разноформатный опыт в мире автоспорта, который позволяет грамотно развиваться самостоятельно и развивать такой проект.

– Старшим аналитиком в Пермской финансово-производственной группе. Какое-то время стажировался в Deutsche Bank.

– Нет, после я занимался развитием своего гоночного коллектива в кольцевых гонках, это длилось три года. А уже оттуда перешел в «Росгонки».

– Во-первых, это не я решил его сменить. Во-вторых, Сергей, самый молодой из всех промоутеров гонок «Формулы-1» в мире, успел настолько развиться в своей роли, что сейчас без него сложно представить коллектив. Его роль как промоутера не изменилась.

– Я бы так не сказал. В компании «Центр «Омега» он был руководителем только одного направления – проведения гонки «Формулы-1». Сейчас он полноправный руководитель того же направления в рамках «Росгонок».

– Первой такой неожиданностью стала необходимость погрузиться в вопросы, о которых я раньше не задумывался вообще. То есть спектр задач, которые нужно решать на ежедневной основе, колоссален, и мне этого опыта не хватало. Если говорить об организации Гран-при, то за последние четыре года командой наработано большое количество опыта и знаний. Мы к этому опыту добавили свежий взгляд. То есть автоматического перехода профильных сотрудников из «Центра «Омега» в «Росгонки» не было, мы проводили строгий отбор.

– Не устраивало – не совсем правильное слово. У любого процесса есть эволюция. И за четыре года «Формула-1» и «Сочи автодром» постепенно эволюционируют. Но чтобы эволюция продолжалась, надо предпринимать определенные шаги. И я считаю, что создание «Росгонок» и передача им всего, связанного с организацией гонок и остальных мероприятий, и есть тот самый необходимый следующий шаг. Потому что когда ты существуешь внутри огромной структуры, которой является «Центр «Омега» (с колоссальным количеством задач государственной важности, потому что по факту она занимается управлением всем Олимпийским парком Сочи), процесс управления становится огромной махиной, а наша деятельность по организации гонок очень специализированная. Повышение эффективности в такой большой компании – процесс очень сложный. И для того чтобы грамотно эксплуатировать трассу, получать большую финансовую и имиджевую, так скажем, прибыль и от «Формулы-1», и от трассы в целом, нужна именно специализированная компания, заточенная под один объект.

– Наша компания – полностью собственник «Сочи автодрома» и прав на проведение гонок «Формулы-1» и других гонок. У нас с «Формулой-1» заключен контракт до 2025 г. на проведение здесь Гран-при. Поэтому мы переняли бразды правления и будем активно работать.

– В собственность компании был передан весь автоспортивный комплекс, в который входит сам трек и объекты его инфраструктуры: башня управления гонкой, пит-билдинг, здания команд, главная и временные трибуны, медицинский центр, паддок и паддок поддержки, а также вертолетная площадка. «Сочи автодром» перешел в собственность «Росгонок» безвозмездно, стоимость трассы мы не называем.

– Пока таких предложений от бизнеса не поступало, переговоров о приобретении трассы точно не шло. Что касается общения со спонсорами, то мы его ведем на постоянной основе. У нас есть и текущие спонсоры и «Формулы-1», и автодрома, мы с ними в постоянном контакте. Пока никаких существенных изменений в структуре управления компанией не планируется, сейчас нас очень устраивает то, что есть. Потому что участие ВТБ помогает нам более эффективно развивать их титульные права и более тесно взаимодействовать по тем направлениям, по которым мы с ними работаем, с точки зрения развития объекта и развития «Формулы-1» в стране. Вклад РАФ в спортивную организацию колоссальный, потому что это является неотъемлемой частью не только в дни «Формулы-1», но и в круглогодичной жизни автодрома, потому что для любой трассы самым важным является ее эксплуатация не только в дни спортивных событий, но и круглый год. А наличие «Центра «Омега», принимая во внимание четыре года опыта проведения гонок, – это технический момент.

– Наверное, сравнивать «Росгонки» с «Центром «Омега» по любым показателям, в том числе по прибыльности, не совсем корректно, именно потому что они являются эксплуататором всего парка. Поэтому они могли заработать в одном месте и потерять в другом. А «Росгонки» планируют зарабатывать. Мы собираемся активно развивать ежедневный бизнес автодрома. Причем концентрироваться не на тех продуктах, которые уже сейчас очень популярны (мастер-классы, гоночное такси, музей автоспорта), но и погружаться в более современные развлечения – виртуальную реальность, историю с дронами. Мы видим, что рынок это с огромным удовольствием принимает.

– Это не обязательно должно быть связано с автоспортом, мы сейчас изучаем различные способы, как такие активности можно устроить. Вы же видели, как это в торговых центрах... А здесь оглянитесь, уберите столы, и это как один большой торговый центр. С учетом того, что у нас на объекте есть колоссальное количество помещений, которые представляют собой сейчас стены, пол и потолок, то мы можем сделать из них игровые зоны и площадки. Надеваешь на человека VR-очки, добавляешь автоспортивную тематику... Вот тебе готовое решение.

– Мы активно работаем с коммерческими клиентами, чтобы предоставить им более интересные продукты. Тимбилдинг, другие корпоративные мероприятия, которые так или иначе касаются темы автоспорта. Различные упражнения: вкрути свечку в мотор, надень колесо на ступицу. Это все, казалось бы, банальные вещи, но когда люди работают в офисах и у них появляется возможность все это испытать, это интересно. Такие предложения у нас уже есть, интерес к ним тоже есть, чему мы очень рады. Это классический экскурсионный бизнес, нам кажется, здесь можно зарабатывать. Корпоративные мероприятия сейчас – существенный источник дохода «Сочи автодрома». Сочи не зря называют курортной столицей России, сюда 7–8 млн человек за сезон приезжают. С этим потоком туристов просто необходимо работать. И им нужно предложить что-то интересное. Нельзя просто сказать им: вот трасса, вот асфальт, а вот забор. Нужно показать, как все это работает: вот забор, вот трасса, а по ней ездят такие машины и вот так это все работает, вот так выглядит движок, а так работает аэродинамика, здесь вы можете испытать подвеску, а здесь вы можете надеть очки виртуальной реальности и сами прокатиться по трассе – это совсем другие впечатления. И люди рассказывают друзьям, и те тоже приезжают.

Корпоративные клиенты могут приезжать на трассу на своих автомобилях, либо арендовать что-то из автопарка «Сочи автодрома», начиная от бюджетного Renault и заканчивая спорткарами Lamborghini и Porsche. Те же автомобили можно использовать и для гоночного такси, и для мастер-класса.

– Да вот сразу после «Формулы» начнем. По итогам 2018 г. мы планируем выйти в ноль. И дальше уже начинать зарабатывать. Потому что в этом году «Росгонки» только начали полноценно осваивать организацию «Формулы-1» и круглогодичным проектам времени уделяли меньше. К тому же пришлось частично ремонтировать трассу: боксы, часть дорожного полотна. В это время автодром был закрыт, т. е. недоступен был сам источник прибыли. С середины октября будем снова запускать старые продукты, тестировать новые, по результатам этих тестов к концу года сформируем полноценное коммерческое предложение. И с января плавно будем вводить в действие. Сейчас мы находимся на грани операционной безубыточности, тем более что объект нам достался все-таки в хорошем состоянии. Того заработка, что мы получили от услуг трассы в начале лета и от билетной выручки с «Формулы-1», хватает на то, чтобы содержать трассу. Хотя сумма на поддержание уходит приличная, точную сумму я называть не могу. Прибыльными «Росгонки» планируют стать с 2019 г.

– В мире автоспорта любое спортивное событие – это прежде всего реклама, а не заработок. На профессиональных спортивных мероприятиях не заработать. Там, безусловно, есть определенная маржа, но она очень маленькая. Любой объект зарабатывает на круглогодичной коммерческой деятельности. У нас это пока что будут гоночное такси, мастер-классы, экскурсионные продукты в том числе с использованием дополненной реальности. Есть идея создать школу повышения водительского мастерства, т. е дать водителям дополнительные навыки: экстренные торможения, управляемые и неуправляемые повороты, заносы, действия в экстренных ситуациях – что делать, когда лопается колесо или отказывают тормоза. То есть базовые действия, которые обезопасят вас на дорогах. Таких курсов много, но обычно они длятся несколько месяцев. Мы же хотим сократить срок до недели, чтобы курс можно было пройти в отпуске. Потому что мы обнаружили, что большое количество людей приезжает в Сочи не просто выпить и полежать на пляже, но и для того чтобы заняться спортом, – здесь для этого множество возможностей. И автоспорт в этом смысле ничем не хуже. Также на автодроме могут быть и не связанные напрямую с автоспортом мероприятия: фотовыставки, автовыставки. Цель у нас очень простая: сделать автодром точкой притяжения круглый год.

– Никакая. У ВТБ есть маркетинговые права на использование упоминания их спонсорства гонки «Формулы-1», но я в это детально не погружен, это в первую очередь их дело. Но, допустим, если ВТБ будет создавать некий банковский продукт, в котором будет упоминаться спонсорство «Формулы-1», они смогут рассчитывать на привлечение новых клиентов, которым интересен бренд «Формула-1». И это никак не связано с «Росгонками».

ВТБ в принципе ничего не может получить от нашей прибыли, потому что мы некоммерческая организация. Учредители не отвечают по нашим обязательствам, а мы – по обязательствам учредителей. Вся прибыль остается внутри «Росгонок» и идет на наше развитие, в том числе на развитие трассы. Это одна из важных причин, по которой была выбрана такая организационная форма компании.

– Нет. Краснодарский край нам колоссально помогает в процессе организации гонки, потому что она происходит на их земле. Но никаких дотаций, прямых или косвенных, никаких финансовых вливаний с их стороны нет.

– Нет, в плане принятия решений по нашему объекту мы самостоятельны. Если мы, например, захотим привезти сюда какую-нибудь гоночную серию, нам не понадобится согласование администрации края. Но нам в любом случае с ней взаимодействовать: есть вопросы логистики, прохождения границ, согласования периметра безопасности, взаимодействия с транспортными узлами города. То есть это не вопрос их одобрения, а вопрос согласованности действий.

– Гонку «Формулы-1» спонсируют ВТБ и «Лукойл», а сам автодром – «Уралкалий» и «Газпром». Размер этих контрактов мы не называем.

– У них у всех разные доли, безусловно, но конкретно я не могу сказать – это коммерческая тайна.

– В компании «Росгонки» работает более 100 человек, а на время Гран-при это количество увеличивается в 1,5 раза. В список затрат на содержание автодрома входят расходы на эксплуатацию зданий и полотна трассы. А выручка достигается за счет коммерческой эксплуатации, в которую входят аренда, продажа билетов и сувениров, организация клиентских сервисов, различных мероприятий международного, федерального и регионального уровня, а также такие услуги, как гоночное такси, экскурсии, мастер-классы, трек-дни и другие активности.

– Это тоже коммерческая тайна. Единственное, что я могу сказать, у нас хорошие партнеры [Liberty Media – компания-владелец «Формулы-1»] и текущие условия контракта нас полностью устраивают.

– Взнос выплачивается компанией «Росгонки» ежегодно. Это действительно самая значительная статья расходов.

– «Русал» от нас не уходил. У компании были взаимоотношения с «Центром «Омега». У «Русала» закончился контракт, и он решил его не продлевать по своим причинам. Но мы постоянно находимся в диалоге с возможными инвесторами.

– Всегда по-разному. Конкретные условия также я называть не могу, но у некоторых наших спонсоров контакты долгосрочные (от года), у некоторых – краткосрочные (год).

– На 2019 г. точно подтвержден ВТБ. Длительность этого контракта я также назвать не смогу.

– С «Формулы-1» у нас есть билетная выручка. Но, конечно, для любого объекта крупное спортивное событие – это в первую очередь реклама самого себя и только потом заработок. А проведение коммерческих мероприятий – это как раз способ заработать.

– Нельзя оценивать такой проект, как «Формула-1», особенно в России, с точки зрения только сведения дебета с кредитом. Есть очень важная составляющая того, что Краснодарский край получает как регион и Сочи в частности. Есть важные репутационные плюсы, которые невозможно оценить в деньгах. С этой точки зрения «Формула-1» более чем правильный проект для региона.

– Я думаю, повышать зрелищность гонки мы особо не будем. По той простой причине, что «Сочи автодром», по мнению многих экспертов, все же входит в число самых зрелищных в календаре «Формулы-1». Я как автоспортсмен могу сказать, что 3-й поворот у нас очень необычный, 10-й... Я точно не соглашусь с тем, что «Сочи автодром» – скучная трасса. Вопрос обгонов зависит не только от автодрома: если мы посмотрим в целом на количество обгонов в сезоне, то оно сокращается от года к году, потому что машинам сложнее подобраться друг к другу из-за аэродинамической конфигурации. И, скажем, в гонках поддержки обгонов гораздо больше. Там многие пилоты уже большие профессионалы, имеют свои спонсорские контракты, при этом там нет такой сложности в механике, как в «Формуле-1», там одинаковые машины, поэтому конкуренция еще больше. И обгонов больше, и аварий.

– Нет, у нас потрясающий автодром.

– Я очень хочу, чтобы этап в Сочи длился неделю. Чтобы люди, планируя отпуск на год, оставляли неделю на посещение Сочи и приезжали не только на сам Гран-при, но и на дни до него – в свою очередь, мы бы хотели им для этого обеспечить возможности. Чтобы этап «Формулы-1» ассоциировался у наших граждан с чем-то счастливым, веселым.

– Мы ориентируемся на публику. У нас был опрос среди 6000 россиян – из них примерно половина уже была на Гран-при – о том, чего они ждут от уикенда. И с учетом этого мы уже разрабатывали развлекательную программу «Формулы-1». Люди хотят рока, рэпа, и ровно это мы им и даем. Если они захотят чего-то более иностранного, мы им это обеспечим.

– Баста был вообще в лидерах среди артистов. Еще был один рэпер из России, но я уже забыл его имя – мне больше инструментальная музыка по душе.

– Иностранцев у нас порядка 10% от общего количества зрителей. Но я уверен, что чемпионат мира по футболу [в привлечении иностранных гостей] сыграет свою роль.

– Ну почему нехватку? Мы хотим сделать пребывание в Сочи более комфортным. Согласитесь, удобнее, когда вы зашли на сайт, сделали три клика, вбили данные банковской карты и полетели в отпуск. Это же проще, чем покупать билет на гонку, искать гостиницу, самолет, думать о передвижении до трассы. А это как раз пакетная услуга, которая облегчает жизнь. Так мы делаем гонку более доступной, в том числе увеличивая лояльность.

– Она нас точно устраивает, в этом году трибуны заполнились существенно быстрее, чем в прошлые годы. Темп продаж по сравнению с 2016–2017 гг. увеличился минимум в 3 раза. Сейчас у нас последние самые горячие деньки, когда в день улетает 400–500 билетов в легкую. Всего у нас 50 000 мест, сейчас автодром заполнен более чем на 80% (интервью происходило за три дня до гоночного уикенда, в субботу 29 сентября вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что продано 97% билетов. – «Ведомости»). Русские люди очень импульсивны! Мы обнаружили по опыту предыдущих лет, что пик продаж приходится на вечер пятницы перед гонкой квалификации в субботу. В прошлом году последняя продажа билета на гонку в воскресенье была за час до нее.

– В 2018 г. на трассу вернулись гонки поддержки «Формулы-1» – GP3 и «Формула-2». Они были у нас в 2014–2015 гг., потом два года нет, и теперь мы их снова вернули, потому зрители их очень любят. Беседы о том, чтобы привезти сюда новые зарубежные серии, ведутся, но пока договоренностей мы не достигли. Это и кузовные серии, и мотоциклетные соревнования. Последнее, правда, пока на уровне идеи: на трассу в Сочи сложно привезти такую серию из-за вопроса техники безопасности. Еще есть гоночный прототип Shortcut, который привлек наше внимание, он собран на 95% из российских составляющих: там вазовский мотор, вазовская коробка, тормоза, диски. Прототип очень похож на английский Caterham. Возможно, в Сочи будут гонки на таких машинах, мы общаемся с собственниками Shortcut. Нам кажется, это следующий шаг в автоспорте: для автоспортсменов отечественные детали дешевле в обслуживании, проще и понятнее в эксплуатации, причем машина легко выдерживает гоночные нагрузки, несмотря на то, что детали в ней стандартные от «АвтоВАЗа».

– До 2025 г. еще много времени, поэтому будем смотреть ближе к той дате. Пока не вижу причин, по которым мы могли бы отказаться от Гран-при. Но до 2025 г. за его судьбу в России можно не волноваться.

– Я сразу после «Формулы-1» улетаю на Кубок мира в Марокко. Но если не считать Африки («Африка эко рейс», где экипаж Титова сошел с дистанции. – «Ведомости»), это будет первая моя гонка за год. Когда я начал управлять «Росгонками», я понял, что на свои гонки у меня времени нет. Так что чемпионат России я почти полностью пропустил, только проехал гонку в Карелии в феврале.

Просмотров: 282 | Добавил: sioledlu1976 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031